Рука изучает мир вещейРука изучает мир вещей.Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки — органе чувственного познания. В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желания двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: v Органов движения; v Органов познания; v Аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает, какой либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:
Действия ощупывания, рассматривание, выслушивания называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ.
Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах – постукивать музыкальными молоточками, палочками по металлофону.
Ощупыванием поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость – шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь можно определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная. Ощупывание может сопровождаться звучанием, например, бумага хрустит, если сухая. Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «угадай на ощупь», «из чего предмет?», «Что звучало?», «найди такой же », «чудесный мешочек», «что в черном ящике?», и др. Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытается определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требования и «стандартным», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. |