>

Детский сад №106

      " Пчёлка "
Меню сайта

Опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 40
 
Статистика
 

Рука изучает мир вещей

Рука изучает мир вещей.

Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом.

Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки — органе чувственного познания.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желания двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

v Органов движения;

v Органов познания;

v Аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребенок трогает, какой либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы?

        В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

  1. легкое прикосновение;
  2. постукивание;
  3. взятие в руки (хватание);
  4. надавливание;
  5. ощупывание.

Действия ощупывания, рассматривание, выслушивания называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ.

  1. 1.   Прикосновение взрослые используют чаще, постепенно приучают к этому и детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный, теплый), влажности и т.д.
  2. 2.   Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получить информацию о свойствах материалов. Например, если постучать по стеклу, фарфору, хрусталю, дереву, металлу, картону или пластмассе, то по характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами.

Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах – постукивать музыкальными молоточками, палочками по металлофону.

  1. 3.   Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребенок научиться, не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства предметов вес, особенности поверхности, формы и т.д.
  2. 4.   Надавливание дает возможность определить, мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно еще и вызывает звучание. По принципу извлечения звука путем надавливания устроены многие детские игрушки – пищалки, клавишные инструменты…Сила надавливания определяет характер звука – это дети устанавливают опытным путем.
  3. 5.   Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями). При ощупывание используются движения с учетом величины предмета и его особенностей. Мелкие, сыпучие предметы (например, зерно, крупа, соль) ребенка учат ощупывать прикосновениями ладоней или двумя пальцами. Большим, указательным и средним пальцем учат ощупывать детали мозайки, пуговицы, скрепке, гайке, монеты. Крупные предметы (игрушки, плоды и т.д.) дети захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, то переходят к двуручному ощупыванию и осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Ощупыванием поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость – шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь можно определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Ощупывание может сопровождаться звучанием, например, бумага хрустит, если сухая.

Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «угадай на ощупь», «из чего предмет?», «Что звучало?», «найди такой же », «чудесный мешочек», «что в черном ящике?», и др.

Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытается определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требования и «стандартным», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.

 

 

Поиск
Это важно!

МБДОУ №106
Сайт управляется системой uCoz