Игры шнуровкиИгры — шнуровки Монтессори: развитие мелкой моторики рук у детей.Игры — шнуровки Марии Монтессори: — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; — развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; — формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); — способствуют развитию речи; — развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Многие родители слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, «Мозаика»), манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами), вкладывание вкладышей в рамки и многое другое. Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори. Познают мир «руками» не только крохотные малыши — игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. И тут много новенького. Вернее, относительно новенького. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «игру-шнуровку» — набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама». Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо? Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. К 1-1,5 годам детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные пуговицы-шнуровки (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Как играть в эти игрушки? Во-первых, они не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Поэтому, в-третьих, это шнурование — совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И четвертое, ребенок не проявил интереса к игрушке — значит это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже — через месяц, через два. Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки «Белочка» и «Грибок» относятся к разряду простых, т.к. там всего по 2-3 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, «Ёжик», где у каждой из деталей есть определенное место на теле ежа. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на еже и на прошнуровываемой детальке. Еще задача — разместить детали таким образом, чтобы они не мешали друг другу, т.к. расположены они очень тесно. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. |